RSS

Информационный сайт JohnnyBeGood

{mainv}
Секрет успеха
Н. Колесникова
 
Наверное, в успехе каждого большого спортсмена, прошедшего через падения к триумфу, есть свой секрет. В самом деле, почему годы проходят в упорнейших тренировках, а слава — всего лишь на ближнюю округу и вдруг один рекорд за другим, настал звездный час — «не раньше и не позже, а вот настал». Так было с Татьяной Авериной, спортсменкой из Горького.
 
Девчонкой она полюбила коньки. Сначала гоняла по своему переулку, который зимой становился глухим, ледяным и полого спускался к Волге. Потом записалась в конькобежную секцию на стадионе «Буревестник». Бегала смотреть, как выступают на соревнованиях мастера, приезжавшие в Горький. Из школьницы стала студенткой, мастером спорта. А на ледяной дорожке все была на вторых-третьих ролях. И вдруг в 1974 году имя Авериной загремело в конькобежном мире: она чуть-чуть не стала чемпионкой мира в спринтерском многоборье, завоевала большую серебряную медаль на мировом первенстве в Голландии, выиграла Спартакиаду народов СССР и «под занавес» сезона, уже в апреле, на катке Медео побила четыре мировых рекорда...
 
Понятно, что теперь на горьковскую спортсменку смотрят с надеждой: что-то она нынче покажет! Не спортсмены придумали выражение «человек, сделавший себя сам». Но очень многие из   современных   спортсменов   могут  отнести его на свой счет. В том числе и Таня Аверина.
 
Мы сидели с ней на лавочке у крутого волжского берега. Был последний, наверное, солнечный осенний день. Волга переливалась ласковой морской гладью. Татьяна собиралась на следующий день уехать навстречу зиме — начался новый сезон. Включенный диктофон Таню ничуть не смущал: она рассказывала так, будто говорила сама с собой, пытаясь как бы осмыслить свою жизнь.
 
За десять-двенадцать лет, пока она из девчушки в валенках, на которых палочками прикручивались коньки, стала взрослой, изящно одетой девушкой, этот берег, где мы сидим, и все вокруг сильно изменилось. Из деревянных домишек остался, кажется, только один — знаменитый «Домик Каширина», деда Максима Горького, — там сейчас музей. Кругом новостройки, асфальт... Но девчонка в коньках на валенках, в сбившемся набок платке, с растрепанными светлыми косичками мне отчетливо представляется. Для скольких таких девчонок первым стартом был родной переулок! Бегать по улице кто не любил, а вот упорства и решимости на то, чтобы преодолеть робость, свойственную подросткам, и всякие препятствия и записаться в секцию и каждый день тренироваться — этого хватает не всем.
 
Главным препятствием был возраст: в те времена в «конькобежцы записывали» только с четырнадцати лет. Тане было двенадцать. Соврала, что старше. К концу зимы обман раскрылся: нужно было выступать в соревнованиях школьников и потребовался дневник — нет ли двоек?
 
—  Я ужасно боялась, что выгонят, — вспоминала Таня. — Подошла тихонько к тренеру Антонине Ивановне Верейной и, набравшись смелости, ей все рассказала. Она поняла, простила.
 
Антонина Ивановна, первый Танин тренер, осталась для нее другом на всю жизнь. По мере того как спорт все больше входил в Танину жизнь, сильнее ощущала она потребность в таком все понимающем друге. Отец, мать, сестра от спорта далеки. Только спортсмен по-настоящему поймет спортсмена.
 
—  Я столько воспринимаю от Антонины Ивановны доброго, умного! — сказала Таня. — Лет ей уже немало, но она по-прежнему работает тренером в «Буревестнике», и я по-прежнему у нее тренируюсь. Она меня знает лучше всех на свете. Благодаря ей у меня сложился характер.
 
Итак, мы подошли к главному предмету нашего разговора. Таня казалась ровной, спокойной, тактичной, умеющей держаться с достоинством (только что ей пришлось выступать перед довольно большой аудиторией, и она с этим прекрасно справилась). Но с помощью одного лишь спокойствия рекордов
ведь не поставишь!
 
—  Главное, — сказала Таня, — уметь терпеть. Спорт учит терпеть — усталость, боль, скверное настроение. Физическая выносливость — это только полдела, ее нетрудно в себе воспитать тренировкой. А терпение — это выносливость моральная, нервная. По-моему, от природы такое качество редко кому дается; годы уходят, пока себя воспитаешь. В обычной жизни я вспыльчивая, иногда могу из-за пустяка «завестись». Но на соревнованиях прикажу себе: «Надо!» — и знаю, что выстою. Спорт сделал меня «железным» человеком.
 
Наверное, не только специалист по конькобежному спорту, но и просто любитель, готовый видеть не результат, а прежде всего того, кто этот результат показывает, зимой 1974 года, наблюдая по телевизору за событиями на чемпионате Мира по спринту в Инсбруке, проникся к Тане Авериной сочувствием.
 
Как было не проникнуться! Таня уже выиграла две дистанции из четырех, а после трех уверенно лидировала. До звания чемпионки мира рукой подать: пройти тысячу метров без особой даже спешки. Для дебютантки состязаний такого ранга это был потрясающий успех. И тут на последнем вираже последней дистанции случилась катастрофа (иначе не назовешь):   Таня   и   бежавшая   с   ней   в   паре американка Шейла Янг едва не столкнулись.
 
Почувствовав, что назревает столкновение, Таня остановилась, чтобы пропустить Янг вперед, за что и была судейской комиссией дисквалифицирована... Вместо лаврового венка — сочувствия и сожаления. А через несколько дней новый старт — чемпионат мира по многоборью...
 
Вот тут-то Таня Аверина и доказала, что спорт сделал ее «железным» человеком. — Я была черная от горя, — вспоминает Таня, — но не позволила себе и слезинки пролить. Решила: докажу свое... Вперед пропустила только голландку Деелстру. Вторая в мире — с этим не стыдно было домой возвращаться...
 
К зиме 1975 года двадцатичетырехлетняя студентка из Горького достигла вершин в своем любимом спорте. Настал новый сезон — и все сначала. Чемпионат мира, и снова спор с Шейлой Янг и другими соперницами. Увы, на этот раз Тане не удалось их  переспорить»... Зато дома ждал успех: Аверина стала трехкратной чемпионкой зимней спартакиады профсоюзов и молнией (именно так писали о ней во всех репортажах) пронеслась по льду Медео, установив на международных состязаниях четыре мировых рекорда. Вот бы так на чемпионате мира! Но событий, как известно, не повернешь вспять — снова надо ждать следующего сезона и снова, как говорит Таня, «доказывать».
 
И еще труднее — с чемпионки и рекордсменки особый спрос! Таня Аверина к этому готова, она ведь не зря шла к своей славе так упорно и долго. Добралась — теперь надо держаться. «Терпеть», как сказала Таня. Наверное, в том глубоком смысле, который вкладывает она в этот глагол, и заключается секрет ее спортивного успеха.
 
Стадион

Похожие новости:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Каталог статей » Стадион | Просмотров: 1202 | Автор: platoon | Дата: 7-04-2015, 12:50 | Комментариев (0) |
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 1 дней со дня публикации.