RSS

Информационный сайт JohnnyBeGood

{mainv}
Оленегорский почерк

Десятилетие с 1970 по 1980 годы вместило две пятилетки, два партийных съезда. В верхних эшелонах власти уже "зашкаливает" чувство меры, партийные съезды выстраивают в шеренги всю страну. Хотя все больше и больше носят исключительно парадный характер. Всенародное "одобрям" прочно заменяет одухотворенное "даешь!". С небывалым размахом растет номенклатура. Количество различных министерств возросло с 29 в 1965-м до 160 к середине 80-х. Для нового поколения правящего класса марксистская идеология становится привычной риторикой. "Давайте решим, как правильно делать, - говорили "наверху", а цитаты из классиков мы подберем.

Впрочем, жителям маленького, построенного своими руками, города и большого, тоже рукотворного, ГОКа были не очень важны глобальные вопросы устройства государства. Город рос, комбинат развивался. Железный концентрат пользуется большим спросом у металлургов страны и за рубежом. Составы с ЖРК уходят в Череповец, Магнитогорск, Мурманск (для экспорта).

Люди просто жили и работали. Старшее поколение, поколение великих тружеников, продолжало делать свое дело на "хорошо" и "отлично", потому что просто не умело по-другому.

...К XXIV партийному съезду страна готовится загодя и оригинально. Со всех концов Союза (!) к Москве пролегли маршруты Всесоюзной звездной эстафеты: по городам и весям идут лыжники, чтобы в марте 1971 года встретиться в столице. Эта "звездная эстафета" прошла и через Оленегорск.

16 февраля, в полдень, у памятника В. И. Ленина по этому поводу состоялся торжественный митинг. Мурманские лыжники передали оленегорским спортсменам трудовой рапорт Заполярья.

XXIV съезду КПСС рапортовали и труженики ГОКа. Эстафета помчалась дальше, впереди - Карелия и сотни километров пути. Конечный пункт: Москва, Кремль. На съезде Оленегорский ГОК представлял старший машинист экскаватора № 27 Вячеслав Анатольевич Придорогин.
Дома, в Оленегорске, коллективы цехов, участков в эти дни встали на трудовую вахту под девизом "Каждому дню работы съезда - трудовой подарок".

Флагманами ударного труда признаны экипаж экскаватора № 25, возглавляемый старшим машинистом В. Г. Костусевым; на обогатительной фабрике - смена мастера С. Н. Вишневской; в железнодорожном цехе экипаж электровоза со старшим машинистом А. Петровым во главе. У автотранспортников лидирует смена А. X. Бостанджяна, в энергоцехе - коллектив насосной Хариус-озера с Ф. И. Алексеевой, А. А. Ивановской, М. П. Никитенко, И. И. Максимовым.

С 1970 года у руля ОГОКа новый директор - П. И. Зеленов. Накануне Дня Победы в 1971-м тружеников комбината приедет поздравить с праздником и очередными трудовыми успехами "старый" директор - молодой зам. министра черной металлургии СССР В. И. Панкрушин.
В проекте Директив по 5-летнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 годы намечены большие перспективы для черной металлургии.

Дальнейшее развитие ждет и наш комбинат. Наращивание производственных мощностей, как и в прошлой пятилетке, еще будет происходить в условиях новой системы планирования и экономического стимулирования, а также за счет технического перевооружения и повышения производительности труда.

За предыдущие годы, удачно используя условия, ГОК значительно увеличил фонд развития производства: успешно внедрялось новое оборудование, росли производственные участки. Фонд материального поощрения также усилился - премии становились обычным делом, а в конце года ждала 13-я зарплата.

Девятая пятилетка 1971-1975 годов станет для коллектива комбината этапом дальнейшего увеличения производственных мощностей и эффективного технического продвижения. В этот период осуществлялось строительство 4-й очереди расширения ГОКа. Строительство велось на действующем производстве, с ежегодным увеличением заданий по выработке основной продукции - железорудного концентрата.

Останавливаться на достигнутом было не принято - только вперед, наращивая трудовой подъем.

16 февраля 1971 года добыт 50-миллионный кубометр вскрышных пород, а 18 января 1972 г. - выработана 50-миллионная тонна железорудного концентрата. Почти одновременно с пуском 8-й секции горняки и железнодорожники 26 июня 1973 г. сдали в эксплуатацию южный выезд из Оленегорского карьера, что способствовало улучшению горнотранспортной схемы.

Досрочно, 5 ноября 1973 года, была введена в эксплуатацию 9-я обогатительная секция. К концу 1974-го коллектив комбината полностью освоил проектные мощности 4-й очереди расширения, перекрыл их и годовая производительность по руде достигла 1387 млн. тонн, а по выработке концентрата - 5,65 млн. тонн!

Однако дальнейшее наращивание мощностей предприятия сдерживала рудная база, т. к. существующий - Оленегорский рудник - эксплуатируется в полную силу, но скоро будет уже не в состоянии обеспечивать резкий рост добычи. Перспектива видится в одном - освоение новых месторождений. Институт "Гипроруда" и его субподрядные организации разрабатывают проект пятой очереди расширения и реконструкции комбината. Сопка Мурпаркменч, "рассекреченная" в 1932 году Николаем Зонтовым и его коллегами-геологами, скоро станет Кировогорским рудником. Его разработка начнется в 1976-м, но еще загодя, используя внутренние резервы, начнутся подготовительные работы - отсыпка дороги к будущему карьеру.

Специалисты комбината уже тогда подсчитали, что балансовые запасы месторождений Оленегорского, Кировогорского, имени профессора Баумана (Чокваренч), имени 15-летия Октября (Шелеспарькменч) обеспечат срок существования комбината не менее 26 лет. В дальнейшем восполнение рудной базы возможно за счет Комсомольского месторождения - после детальной его разведки и утверждения его запасов. С учетом этого активная наземная добыча руды продлится 35-40 лет.

Ну а тогда, в благополучные годы начала - середины 70-х, комбинат был богат и рудными месторождениями, и работящими людьми, и строил-строил планов громадье.

В апреле 1974 г. слесарь-сверловщик ЦРЦ (центрального ремонтного цеха) Павел Булкин выполнил личную пятилетку за... три с половиной года. В ответ на награду Родины - орден Трудового Красного Знамени - Павел Иванович обязался до конца пятилетки выполнить еще 3 годовых нормы.

Биография слесаря-сверловщика схожа с биографиями многих его сверстников. Родился во втором году Советской власти, вместе со страной рос, мужал, становился на ноги. ФЗУ (фабрично-заводское училище), затем война: дорос до командира воздушно-десантного взвода. В 60-м пришел на комбинат. И просто работал, не жалея себя.

В цехах Оленегорского ГОКа в те годы было много людей, для которых ударный труд стал нормой жизни. В числе первых всегда значился экипаж экскаватора ЭКГ-4,6 № 26 в составе машинистов И. Е.Борсука, А. И. Денискина, С. И. Муравьева. Их обязательства: пятилетку - за 4 года и 6 месяцев с повышением производительности труда на 50%. Иван Емельянович Борсук трудился на комбинате с 1955-го. Среди его многочисленных наград орден Октябрьской Революции, бронзовая медаль ВДНХ СССР, знаки "Шахтерская Слава", а тогда, в 1972-м, его экипаж славился на весь ГОК - экипаж имени 50-летия СССР. За досрочное выполнение плана 9-й пятилетки Е. И. Борсук награжден автомобилем "Жигули".

Во время майских демонстраций и на торжественных вечерах комбината молодежь смотрела на Николая Васильевича Дмитриенко как на живую историю. На груди машиниста мостового крана в изобилии теснились правительственные награды и за боевые, и за трудовые заслуги. Орден Красной Звезды молодой командир партизанского отряда получил за смелость и мужество в годы Великой Отечественной. Рядом орден Ленина. Это уже за отличную и долголетнюю работу, ведь ветеран фабрики начинал свою трудовую жизнь в то далекое время, когда трудностей было не меньше, чем на войне.

"Наш депутат", - говорили о нем оленегорцы. Много раз подряд избирали его люди депутатом Оленегорского городского Совета. Фронт депутатской работы Дмитриенко доставался, как всегда, боевой: он возглавлял комиссию по... устройству детей в детские сады и ясли. Сейчас это уже трудно представить, но во времена 30-летней давности детей в городе было так много, что садиков не хватало, хотя их тоже было немало. Случалось, раздосадованные молодые мамаши приводили своих ребятишек прямехонько в кабинет к председателю профкома В. Ф. Замятину или секретарю парткома И. П. Суковицыну и грозились посадить тех "в няньки", покуда не выхлопочут места их чадушкам в "Солнышке", "Звездочке" и т. д. Дмитриенко, горячо любившему ребятню, приходилось быть и "стрелочником", и "толкачем" в деле охвата нового поколения дошкольным воспитанием.

С начала 9-й пятилетки показал свой характер экипаж экскаватора ЭКГ-4,6Б № 28 со старшим машинистом В. В. Степовым во главе (машинисты А. М. Никифоров, Н. С. Маклаков, помощники машинистов В. П. Богданов и Ю. М. Филатов). Валентин Васильевич Степов первым в горнорудной промышленности начал работать по методу бригадного подряда (в 70-х годах в стране велись эксперименты по дальнейшему использованию хозрасчета на предприятиях: почин бригадного метода официально принадлежит строителю Николаю Злобину с комбината "Азот" в Щекино близ Тулы).

В 1973 году Степов заключает договор с администрацией комбината на экскавацию 1 миллиона кубометров горной массы с горизонта 158 метров "Оленегорки".

В договоре были определены условия производства работ, оплаты труда и премирования, обязанности и ответственность каждой из договаривающихся сторон. Экипаж справился со взятыми обязательствами. Рост производительности экскаватора В. В. Степова по сравнению со средней по руднику в 1973 году составил 37,9%. А экономический эффект от снижения себестоимости экскавации обозначился "кругленькой" (по смыслу) суммой в 53,2 тысячи рублей (тогда еще сотни рублей были сотнями, а тысячи - тысячами: это примерно 9 "жигулей"). Степов сэкономил запчастей на 2 с лишним тысячи.

В 1974-м экипаж 28-го экскаватора закрепил свой успех и вновь установил рекорд - на этот раз по погрузке горной массы в железнодорожный транспорт. Теперь уже по новому прогрессивному методу работают четыре экскаваторные и две электровозные бригады. В следующем, 1975, году количество экипажей, "заразившихся" бригадным подрядом, увеличилось до девяти: 5 экскаваторных, 2 электровозных и 2 экипажа большегрузных самосвалов БелАЗ-548.

К этому времени на погрузке горной массы, кроме "обжитых" ЭКГэшек-4 и 4,6, работает уже 4 восьмикубовых машины ЭКГ-8И. Экипаж одного из них, где бригадиром был А. Г. Муравский (члены бригады В. И. Ершов, П. И. Гаев, Л. И. Якубенко, Ю. И. Ершов, В. И. Рябков, Н. Н. Липин, А. А. Исавнин), в эпистолярном жанре обращается к Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу. В письме - обещание погрузить за год 1,5 млн. кубометров горной массы. Насколько разбирался Леонид Ильич в горном деле, чтобы оценить мощь трудового порыва, осталось неизвестным. Но оленегорские работяги свое слово сдержали - погрузили, как и было обещано.

Уверенно и стабильно работали бурильщики ГОКа. Ветеранов-асов С. Т. Семочкина, Г. Н. Петракова, В. Я. Малашина, П. С. Матвейчука теснили молодые. Экипаж бурового станка

СБШ-250 № 10 с Н. А. Полянским во главе признан победителем среди комсомольско-молодежных бригад... всего Отечества. Наряду с вручением переходящего Красного знамени "Герои пятилеток, ветераны труда - лучшему комсомольско-молодежному коллективу" и присвоением звания "Лучшая комсомольско-молодежная бригада", экипаж Полянского занесен в Книгу ЦК ВЛКСМ "Летопись комсомольской славы".

Среди победителей на соревновательной арене ГОКа появляется и экипаж бурового станка СБШ-250 № 12, руководимый литовцем А. Р. Виткусом.

Обновляется парк автомобильного транспорта. На смену самосвалам МАЗам приходят БелАЗы. Осваивать их было непросто - шутка ли, в кабину поднимались по лесенке! - и такую махину надо провести по витым нитям карьерных горизонтов, где на большой глубине работают экскаваторы. С верхнего борта гигантского котлована они кажутся крошечными детскими кубиками. Среди тех, кто первым пересел за руль БелАЗа - В. Ф. Мороз, старейший работник ГОКа. Он перевозил еще первую, добытую в 1949 году, руду на обогатительную фабрику.

Теперь, когда в цех технологического транспорта охотно шли работать совсем молодые парни, не знавшие допотопной техники 50-60-х годов, Владимир Филиппович становился их наставником. За совместной работой плечом к плечу, изо дня в день, деловые отношения перерастали в дружбу, прочную, на долгие годы. Именно такая долголетняя дружба свела Владимира Филипповича с кавалером ордена Октябрьской Революции Аведисом Хачиковичем Бостанджяном. Тогда еще Бостанджян не был гордостью комбината и первоклассным водителем.

Смуглый черноглазый парень - армянин, недавно получивший водительские права, льнул к опытному профессионалу. И Мороз охотно учил молодого водителя всему, что знал сам. 14 лет проработают учитель и ученик в одном экипаже. И все эти годы будут ежемесячно перевыполнять план перевозки руды. Молодой Аведис возглавит экипаж и станет непосредственным руководителем своего наставника.

Дружба от того не пострадает, более того, Мороз без устали будет разбивать в прах подозрения и домыслы некоторых коллег о причинах якобы "легкого" успеха бригады Бостанджяна: мол, экипажу предоставляют особые условия, новую, не бывшую в ремонте технику. А уж если случится поломка - к услугам "элитного" экипажа лучшие, самые квалифицированные ремонтники.

- Это не так, - уверенно утверждал Мороз, - Аведис Хачикович очень редко обращается за посторонней помощью. У нашего экипажа неписаное правило: все делать самим, чтобы машина постоянно была на ходу.

И практика доказывала правильность такого подхода к делу. Экипаж Бостанджяна на одном и том же автомобиле работал до тех пор, пока в цех не поступят новые, "неприрученные" еще, большей грузоподъемности машины. Тогда руководство ЦТТ обращается к Бостанджяну, Морозу, Михаилу Жданову: осваивайте. И они брались за новое, неизученное. Учились сами, учили других. У Мороза в разное время обучались больше двух десятков шоферов. И все стали профессионалами, что называется - вышли в люди.

Пример с БелАЗами 75-тонниками помнят и ныне работающие на ГОКе: когда новая техника появилась на комбинате, многие водители не решались осваивать 75-тонные самосвалы - опасались, что таким громадинам будет сложно проходить на горизонтах Кировогорского рудника. Но Мороз с Бостанджяном доказали обратное: несмотря на внешнюю мощь, автомобиль послушен и мобилен в самых экстремальных ситуациях.

Но не из одних героев труда состоял комбинат. Сквозь пропаганду успехов время от времени пробиваются "сорняки жизни": герои цеховых стенгазет, милых беззлобных фельетонов. Их "отрицательные образы" делают плакатный соцреализм тех дней человеческим и более обыденным, земным. Иначе у нынешнего современного человека могла бы не выдержать ; психика: что же за люди жили в те годы, у них получалось все, за что ни возьмутся! Нерадивых, ленивых и выпивох - а их хватало и тогда - наказывали порицанием и ...рублем.

"Число 13 издавна считается несчастливым. Но для многих работников комбината "чертова дюжина" будет приятна, - писала газета. - 3100 трудящихся за хороший, ударный труд получат в феврале тринадцатую зарплату. Машинист электровоза желдорцеха Н. А. Еремин - 508 рублей. Примерно столько же - передовик производства машинист Ю. А. Истомин. 285 рублей мог бы получить слесарь фабрики N (зачем нам его фамилия сейчас?). Но пьяницы, хулиганы и прогульщики лишены возможности порадовать свои семьи".

Комсомольские рейды по общежитиям выводили на чистую воду и на страницы стенной печати (таковая имелась в каждом цехе, на каждом участке) дебоширов и любителей "остограмиться" не отходя от рабочего места.

Когда свежий номер стенной газеты "Горняк" появлялся в раскомандировочной рудника, никто не проходил мимо. Горняцкая газета прославляла достойных, но горе тому, кто попадался на острие её критики - меткое слово рабкоров накрепко прилипало к проштрафившемуся. Долго потом подтрунивали над ним в коллективе.

- Да, укатали сивку-бурку крутые горки! - от души смеялись рабочие в корпусе дробления над фельетоном, где рабкоры стенгазеты "Обогатитель" "протягивали" виновных в аварии на фабрике.

"Сознательным рабочим дорога, прежде всего, и больше всего в каждом органе печати его принципиальность", - говорил в свое время вождь мирового пролетариата В. И. Ленин.

Стенная комбинатовская печать выполняла свою задачу на все сто: эпохальные успехи, описываемые в центральной прессе, балансировались "отдельными недостатками", о которых без страха и упрека сообщала низовая печать.

...Киргора, 75-тонные БелАЗы, суперконцентрат - все это будет немного позже. А пока на дворе начало - середина 70-х.

ПОЛВЕКА У ГОРЫ ОЛЕНЬЕЙ

Похожие новости:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Каталог статей, Мои статьи | Просмотров: 2533 | Автор: JohnGonzo | Дата: 30-01-2011, 17:55 | Комментариев (0) |
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 1 дней со дня публикации.