RSS

Информационный сайт JohnnyBeGood

{mainv}
Охотник, крадущийся за дичью
А. Чайковский
Интервью с Диди
 
Он вошел в комнату неслышно. Он по-прежнему легок, даже воздушен, и ходит, как охотник, крадущийся за дичью. Он и был в течение многих лет охотником: футбольным охотником, который разыскивает дичь, невидимый подкрадывается к ней, чтобы затем либо самому поразить ее, либо вывести на цель  своего  товарища.
 
Как человек, привыкший многие годы удачно охотиться,   привыкший   в  сложных  условиях принимать быстрые, острые и  почти  всегда бесспорно правильные решения, он не любит дополнительных условностей, оттягивающих главный разговор. Он знает, кто мы, мы знаем, кто он.  Остается только пожать друг другу руки и занять свои  кресла.
 
Мы сидим в уютной гостиной квартиры Диди в   азиатской   части   Стамбула.   Квартира   находится   на  первом  этаже,  окна  выходят на шумную   Багдадскую   улицу— в   начале   ее находится стадион клуба «Фенербахче», футболистов которого вот уже два  года тренирует  Диди.   Остается   добавить 'только,   что мы    вообще   первые   журналисты,    которые разговаривают, с   Диди   после   того,   как   он согласился на предложение стать новым тренером   сборной   Бразилии. — Это произошло еще на  чемпионате мира по футболу. Жоан Авеланж от имени Бразильской конфедерации спорта, не ожидая финиша, предложил мне вернуться в Бразилию и стать тренером сборной. Я с радостью согласился, но поставил одно главное условие - , я должен иметь всю полноту власти в сборной и должен иметь в своем распоряжении тех футболистов, которых считаю идеальными. Идеальными для современного футбола и для футбола будущего.
 
—  Кого же вы в таком случае собираетесь оставить из нынешнего состава сборной, из тех, кто выступал на полях ФРГ?
 
—  Я оставлю только двух — Франсиско Нариньо и Левиньо. Остальные по разным причинам будут заменены...
 
И далее Диди излагает план своих операций в качестве тренера. План, чувствуется, хорошо продуманный, учитывающий все аспекты подготовки и закалки такого сложного организма, каким является футбольная сборная. Вероятнее всего, план этот вынашивался уже многие годы, он подкреплялся всей футбольной практикой Диди. И совсем не случайно он немедленно, не раздумывая, ответил согласием Жоану Авеланжу во Франкфурте: он давно был готов к такому предложению.
 
—  Герсон, Пеле, Зито, Джалма Сантос, Мауро — мои близкие друзья. Я им доверяю. Я знаю, что их футбольные вкусы безупречны, а знания кажутся беспредельными. Именно они должны быть у меня своеобразным мозговым центром сборной. Внутри страны Герсон, Пеле, Зито, Сантос и Мауро будут осуществлять отбор игроков в сборную и контроль за тренировками. Конечно, каждый будет следить за футболистами своего амплуа. Пеле, скажем, поможет мне отыскать самых лучших нападающих, а Герсон — полузащитников, игроков середины поля.
 
Комплектование сборной — многоплановый процесс. Здесь осуществляется множество самых различных контактов, и мне одному с этим потоком встреч, знакомств, переговоров просто  не  справиться.
 
Я не хочу сейчас говорить о тотальном футболе, но должен, просто обязан сказать о том, что называю «тотальным контролем» за футболистом. Он сейчас абсолютно необходим, если учитывать огромные нагрузки в матчах чемпионата мира. Так вот, пятерка нашего мозгового центра будет помогать мне вести и «тотальный контроль». Эта помощь выльется не только в «подстегивание» футболистов, которые работают на уровне, недостаточно высоком для сборной. Это еще и воздействие на них, скажем, чисто психологическое. Перед матчами сборной Пеле, Герсон, Мауро, Зито, Сантос будут собираться вместе со «своими» звеньями, будут разжевывать им каждую позицию, каждый тактический нюанс будущей игры. Самое главное для меня — сделать тренировочную работу сознательной, чтобы не стихийное господствовало в игре, а конструктивное, разумное. Бразильская сборная должна воспрянуть духом. Психологическая подготовка играет такую же роль, как и подготовка техническая и тактическая. И всем нам — тренерам, селекционерам — придется восстанавливать и дальше укреплять дух нашей сборной.
 
...Здесь мне хочется сделать одно небольшое, но крайне важное отступление, которое покажет Диди в несколько непривычной роли, однако поможет нам лучше понять его характер и суть его взаимоотношений с друзьями по бывшей сборной. По ходу разговора мы спросили Диди о том, каковы его отношения с Пеле. Вместо Диди нам фактически ответил фоторепортер газеты «Хюрриет» Эртугрель Акгайлы, выступавший, кстати, и в роли переводчика.
 
Он сам задал такой же вопрос Пеле, когда тот приезжал после чемпионата мира в Стамбул, и Пеле на пресс-конференции ответил так: «Диди для меня как родной брат моего отца. Он так много сделал для меня на футбольном поле, он дал мне столько замечательных пасов, создал так много великолепных позиций, что, в конце концов, даже устал...»
 
Когда турецкий журналист процитировал эти слова Пеле, мы заметили, что на глазах Диди навернулись слезы. — Я   думаю, — говорит   еще  Диди, — что  в Аргентине команда Бразилии будет иметь большие  шансы.
 
Но тут же он добавляет, что гарантий никогда не дает и на сей раз изменить своей привычке тоже  не собирается.
 
—  Футбол полон сюрпризов, без них он потерял бы свою прелесть, свою загадочность. Без  них   не  было  бы   игры...
 
Никаких гарантий, кстати, Диди не давал и руководителям клуба «Фенербахче», когда подписывал контракт. Он сказал тогда, что в первый год будет только присматриваться к команде и создавать свою программу действий. А лишь во втором сезоне он постарается сделать «Фенербахче» чемпионом Турции. И он добился своего: «Фенербахче» стал чемпионом, а Диди на год продлил срок своего контракта (до мая 1975 года). И сделал это для того, чтобы добиться для своей команды еще и почетного места в Кубке европейских чемпионов.
 
—  Вообще, после того как уеду из Стамбула, я оставлю и «Фенербахче» и сборной команде страны подробную программу действий на несколько лет вперед. Я уже два года в этой стране. Я знаю в здешнем футболе все: игроков, тренеров, поля, проблемы: я вижу все это с закрытыми глазами и знаю, что надо делать. Между прочим, команда Перу в свое время тоже не имела хороших шансов на чемпионате мира. Но после того, как перуанская сборная начала выполнять мою программу, она вскоре попала в финал чемпионата.
 
И здесь мы задаем самый естественный вопрос, который некоторые тренеры сочли бы, возможно, даже несколько настырным, но Диди он не в тягость: «Что же все-таки является основой, стержнем всех ваших футбольных программ?» Прежде чем ответить, Диди чертит в воздухе рукой все уменьшающиеся кверху плоскости — нечто вроде воздушной пирамиды. И далее действительно употребляет слово «пирамида».
 
—  В национальной федерации и в клубах должна быть единая система подготовки. И для детских команд, и для юношеских, и для любителей, и для профессионалов — единая система. Если все звенья футбольной цепи связаны между собой единой задачей, дело пойдет. Я могу привести пример из совершенно другой области и очень близкой вам. У вас есть пятнадцать республик, и все они, несмотря на различия, дружно идут к одной цели, вместе решая самые сложные задачи. Так же должно быть и в вашем футболе: единая великая' спортивная задача для всех, и на нее работают все по единому, строгому, учитывающему все ваши особенности плану.
 
Если работать по принципу «кто в лес, кто по дрова», вряд ли можно добиться серьезного результата. А между прочим, в Турции именно так пока и работают. В «Галатасарае» английский тренер, и методы подготовки команды — английские. В «Белуспорте» трудится румынский тренер, и соответственно иные приемы. Еще в двух командах тренеры из Югославии — у них свое кредо. И так далее, и так далее. И это множество систем подготовки ставит руководителей турецкой сборной перед задачами, решить которые чрезвычайно трудно, хотя отличных футболистов в стране  немало.
 
Вот здесь и виден главный стержень всех моих программ. Детали, думаю, вам сейчас не нужны. Они в каждой стране разные, и лишь знание их во всех самых мельчайших подробностях помогает вдохнуть в программу жизнь...
 
Мы возвращаемся к модному в последние годы разговору о различных тактических схемах, вновь анализируем так называемый «тотальный футбол». И Диди говорит о том, что не надо гнаться за модными схемами. Главное — иметь свой основной футбольный принцип.
 
—  Мой принцип — тотальная атака, — говорит Диди. — Он всегда был таким. Я считаю, что можно пропустить два гола, но в ответ забить четыре. К сожалению, сборная Бразилии в последние годы шла по иному пути. Диди берет ручку и просит мой блокнот. На несколько минут он превращается в чертежника. Крестиками отмечает он места игроков на поле, стрелками — направления будущих  атак  и   маневров защитников.
 
—  Моя тактическая схема будет отличаться от той, которую принято называть «бразильской». Сборная-78 вся будет участвовать в атаке. Крыльями нападений будут наши крайние защитники; вообще я считаю, что они должны быть футболистами-«сюрпризами». Игроку, которому я отвожу место перед четырьмя защитниками, можно дать имя «комплектующий». Он ведет игру, он как бы комплектует действие всех линий команды. Именно он является и организатором «зоны», становясь пятым защитником — передним. А один из четырех защитников оттягивается и становится защитником задним. Конструкция защитного построения, таким образом, 1 +3 + 1. Этого вполне достаточно при налаженной подстраховке, при точном взаимодействии и маневре, чтобы быстро разрушить атаку, направленную против нас.
 
Диди увлекается. Диди и нам дает превосходные «пасы». Конечно, при такой беседе он не может не говорить о советской сборной, которую он хорошо знает и внимательно изучает в течение  многих лет.
 
—  Раньше советская сборная играла быстрее, резче; русских всегда отличали превосходная игровая дисциплина и огромное трудолюбие. Думаю, что одна из причин некоторого снижения класса советской сборной — сравнительно   небольшое   количество   международных
турниров, матчей, в которых они участвовали в последние годы. Если вы восстановите в полном объеме свою традиционную практику близкого и широкого общения с американским и европейским футболом, советская сборная вновь сможет стать грозной силой. Я ведь знаю, что у вас есть все условия, чтобы вернуть былую славу. Есть стадионы, залы, наконец, есть огромное желание. Чем больше играешь, тем больше видишь: разные команды, разные тактики, разные технические приемы. Голландский, немецкий, советский, итальянский футбол — накопление знаний. А когда знания собраны, легче решаются многие проблемы, проистекающие от незнания соперников и, как следствие, от неуверенности в своих силах, особенно на чужих полях.
 
И, конечно, не нужно во время таких турниров бояться поражений. В футболе и проигрыши, и выигрыши должны восприниматься нами как нормальное явление. Выходя на поле, я обычно учу футболистов не бояться поражения. Но из проигрышей всегда надо делать выводы!
«Фенербахче», кстати, все время сталкивается с проблемами такого рода. Это хорошая, техничная команда, она участвует во многих международных встречах, но по большей части у себя дома. Зарубежных турне у «Фенербахче» мало, а отсюда и боязнь чужого поля. Как только команда выезжает из Стамбула, победа становится сложнейшей задачей. В прошлом году мы играли с командой «Ницца». Первые двадцать минут действовали отлично. Но стоило нам пропустить гол, как команда рассыпалась. Сплошная деморализация — и счет 0:4. А ведь если бы на своем поле пропустили гол, даже два, то наверняка бы отыгрались...
 
Я спрашиваю Диди, почему при подписании его нового контракта выбор пал именно на «Фенербахче». Ведь, если не ошибаюсь, предложений  было   много?
 
— Мне такие вопросы задавали не раз. После окончания контракта в Перу я вернулся в Бразилию и хотел отдохнуть в семейном кругу (у Диди очаровательная жена и три дочери; старшая уже вышла замуж и уехала в Мексику, две другие живут вместе с ним в Стамбуле). И здесь один мой друг, импрессарио из Аргентины, Закур, сказал: «Не хочешь ли ты отправиться в Турцию? Красивая страна: Стамбул — прекрасный город». Я ответил, что сначала надо посмотреть команду. Приехал на стамбульский стадион «Иненю». Все болельщики встали и начали скандировать: «Ди-ди! Ди-ди!» Потом познакомился с командой, осмотрел ее базу и подписал контракт. Должен сказать, что деньги для меня не являются главным стимулом в работе. Я всегда говорю:  прежде всего дисциплина, а потом уже классный футбол. С этого я неизменно начинаю.
 
Я дал шансы молодым игрокам. Вообще я очень люблю молодых игроков,  и даже открыл при клубе нечто вроде молодежной футбольной школы. Рано утром я ходил по стамбульским пляжам, искал способных босоногих мальчишек и приводил их к нам на базу. Сотни мальчишек прошли через мои руки — я организовывал матчи, смотрел их тренировки. Не сомневаюсь, что некоторые из этих юношей лет через пять,  станут большими футболистами. Но вообще в Стамбуле очень мало футбольных площадок, в особенности для детей, и это, естественно, резко тормозит развитие здешнего футбола в целом...
 
Наша беседа длится несколько часов и заканчивается она на огромной террасе перед домом. Даже в тот момент, когда на площадке мы фотографируемся вместе с Диди и всей его семьей, он не перестает говорить о футбольных проблемах. Он щедр на «пасы» — бывший диспетчер сборной Бразилии, готовый стать самым главным диспетчером этой команды.
 

Похожие новости:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Каталог статей » Стадион | Просмотров: 1825 | Автор: platoon | Дата: 7-04-2015, 14:02 | Комментариев (0) |
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 1 дней со дня публикации.