RSS

Информационный сайт JohnnyBeGood

{mainv}
Вопросы, рожденные матчем
Михаил Таль

Матч на звание чемпиона мира по шахматам между Ботвинником и Петросяном стал уже историей. Стих спортивный ажиотаж, бушевавший два месяца. И можно спокойно проанализировать сыгранные партии, попытаться ответить на вопросы, которые поставил этот поединок. Убедительна ли победа Петросяна? Отвечает ли действительному соотношению сил счет матча?
Можно ли считать, что этот матч на первенство мира возвестил торжество позиционной эры?
За несколько дней до начала матча ко мне подошел один из болельщиков и спросил: — Скажите, пожалуйста, гроссмейстер, вот вы года три назад писали в «Юности», что предпочитаете в шахматах «плясать лезгинку», Корчной любит «балансировать на краю пропасти». А что будет сейчас? Ведь в матче на первенство мира встречаются два шахматиста, которые, пользуясь вашей терминологией, всем танцам предпочитают бостон на паркете.
Действительно, и Ботвинник и Петросян не любят риск ради риска. Они идут на него только тогда, когда этого требует позиция или, реже, спортивная обстановка. Но назвать стиль этих выдающихся шахматистов похожим или тем более одинаковым было бы совершенно неправильно. Общее у них, пожалуй, только одно — уважение к законам шахматной логики, к сложившимся принципам ведения борьбы и строгость, порой даже жестокость к тем, кто эти законы нарушает.
Творчество Ботвинника заметно отличается от творчества Петросяна. К сожалению, этого различия долго не хотели замечать некоторые болельщики. Когда смотришь партии Ботвинника, даже не зная его биографии, даже не подозревая, что он является доктором технических наук, проникаешься уважением к научному складу его мышления,
В его партиях никогда нет внешних эффектов, никогда нет игры «на галерку». Все подчинено единому стратегическому плану. И та громадная роль, которую он отводит предварительной подготовке к любому соревнованию — будь-то первенство мира или традиционный рождественский турнир в Англии,— отнюдь не случайна. К каждому партнеру Ботвинник относится с одинаковым уважением, видит в нем достойного соперника. Отсюда прославленная домашняя лаборатория знаменосца советских шахмат. Отсюда стратегические схемы, при помощи которых Ботвинник раньше часто выигрывал, даже не выходя из дебютной стадии.
Правда, сейчас это стало труднее. Не в традициях советских шахматистов хранить в домашних тайниках секреты своей подготовки. И, конечно, все наши гроссмейстеры в той или иной степени следовали советам Ботвинника. Поэтому типовых позиций, которые в 30-х годах принесли Михаилу Моисеевичу множество добрых побед, становится все меньше и меньше. Поэтому роль дебюта в партии, мне кажется, с годами уменьшается. Поэтому в последнее время Ботвинник рассматривает не только дебют, а ищет связь между началом и серединой партии, между серединой и окончанием, между дебютом и эндшпилем.
Вдумчивый, цельный и глубокий подход к шахматному творчеству—вот основные качества, основная сила Ботвинника. И в этом матче он не раз демонстрировал эти лучшие стороны своего творчества.
Конечно, Петросян, как и его предшественники, прекрасно знал, что Ботвинник, играя белыми, почти все партии будет начинать ходом ферзевой пешки. У Петросяна было очень много времени для дебютной подготовки, чтобы во всеоружии встретить этот запланированный ход. И, тем не менее, проблему игры черными Петросяну в этом матче разрешить полностью не удалось. Во всяком случае, после дебюта, как правило, возникала позиция, очень перспективная для Ботвинника.
Убедительнее всего это выглядит на разборе отдельных партий матча, где ощущалось неповторимое «я» Ботвинника, но которые своими результатами доказывают, что он был не в форме.
Первая партия матча. Спокойный, ничейный вариант защиты Нимцовича. Вариант, в котором белью выигрывают очень редко, а черные до сих пор не выигрывали никогда. Незаметный ход Ботвинника ладьей на двенадцатом ходу. Казалось бы, какая разница — вывести сначала коня, потом слона, затем ладью или проделать все это в обратном порядке? Так думали зрители в зале. Так считали эксперты в пресс-бюро. А через три хода выяснилось, что движение ладьи затруднило гармоничное развитие белых фигур. Даже после того, как Петросян изменил свои первоначальный план, выяснилось, что инициатива оказалась у черных.
Восьмая партия матча. Точнее, дебют этой партии. До 11-го хода он повторяет шестую, сложившуюся благополучно для Петросяна. Зачем же Ботвинник вновь повторяет этот невыгодный для него вариант? Но вдруг на одиннадцатом ходу он продвигает вперед центральную пешку. «Что такое? — недоумевают зрители.— Ведь во всех примечаниях к шестой партии было ясно сказано, что этот ход не годится, так как черные легко выигрывают пешку». Ботвинник, как правило, во время соревнований не читает шахматных отчетов. И вот, казалось, сейчас наступит возмездие за этот грех. Но оно не последовало. Глубокий анализ позиции помог Ботвиннику найти в этом варианте хорошо замаскированную возможность развития инициативы. И только прекрасная защита Петросяна ликвидировала серьезную опасность.
Вот он каков, шахматный академик Ботвинник! Вдумчивый аналитик и глубочайший стратег. В этих областях ему, пожалуй, и сейчас нет равных.
Что же сказать о его партнере, который, как говорят, проигрывает раз в год, а 1962 год вообще провел без поражений, хотя ему пришлось играть и в межзональном турнире, и в турнире претендентов, и на шахматной Олимпиаде?
Часто зрители высказывали недовольство, что Петросян злоупотребляет «профилактическими» ходами. Что это? Неуверенность в своих силах? Ни в коем случае. Не отсутствие смелости, не боязнь риска толкают Петросяна на отказ от заманчивых активных продолжений. Если он чего-нибудь опасается, то «это» всегда облечено в конкретные формы.
Природа щедро наградила Петросяна богатым комбинационным зрением. Но у него, пожалуй, только у него, можно заметить очень своеобразное последовательное обдумывание. Прежде всего, он рассматривает возможности партнера и иногда даже играет за партнера, о чем тот часто и не подозревает.
В матче с Ботвинником Петросян не раз одерживал победы в эндшпиле, в котором бывший чемпион мира считался неуязвимым. А Петросян спокойно, не торопясь, шел именно к эндшпилю. Было очень интересно наблюдать за разговорами в пресс-бюро, почти полностью повторявшимися от партии к партии. Прошло два часа после начала игры. Мнение единодушно: разве можно так играть белыми, так Петросян ничего не добьется, и через два-три хода партнеры согласятся на ничью. Проходят два-три хода — партнеры не соглашаются на ничью. И кажется, у Петросяна все-таки маленький перевес. Проходит еще полчаса. Ботвиннику придется еще много поработать для того, чтобы добиться ничейного результата. Проходят пять часов игры. Партия откладывается. Сводка пресс-бюро гласит: у Петросяна лишняя пешка и большие шансы на выигрыш. Так у Ботвинника не выигрывал еще никто. И не случайно Ботвинник в середине матча уже по возможности избегал эндшпиля.
Петросян в отличие от Ботвинника не стремится найти в каждой позиции обязательно один сильнейший ход. Он часто в начале партии уклоняется от модных вариантов, непретенциозно расставляет свои фигуры. Но в момент опасности или в позиции, которая требует решительных мер, Петросян задумывается. Он очень быстро и легко рассчитывает варианты. А если нужно найти единственный ход, чтобы выиграть, Петросян его находит почти всегда.
Теперь решайте сами: разве Ботвинник с Петросяном похожи?
Этот матч на первенство мира при всем своем наружном спокойствии был поединком двух стилей, двух методов шахматного творчества. Но он не решил, какой же стиль является более современным, какой стиль, попросту говоря, лучше. Помимо шахматных воззрений, на чаши весов следует положить и психологические факторы и чисто спортивные элементы. А ведь именно они и предопределили внешне легкую победу Петросяна.
До начала матча мало кто из гроссмейстеров торопился назвать победителя. Думаю, что отказывались они от прогнозов по дипломатическим соображениям, В самом деле, быть пророком, как удачливым, так и неудачливым,— дело очень неблаговидное. Неудачливого пророка все могут засмеять. А если он окажется прав, то может испортить отношений с проигравшим.
Я по неопытности рискнул высказать свое мнение, что этот матч в отличие от предыдущих продлится все 24 партии. Около полутора месяцев я чувствовал себя спокойно. В самом деле. Предыдущие матчи на первенство мира не знали такой разной, упорной, напряженной борьбы. Были моменты, когда явный перевес был на стороне Петросяна. Были моменты, когда чувствовалось ощутимое превосходство Ботвинника. Но в общем, до 18-й партии назвать фамилию будущего чемпиона мира было совершенно невозможно.
Именно до 18-й партии матч проходил в сменяющихся приливах и отливах. Вначале инициатива у Ботвинника. Это понятно. Он ведь уже седьмой раз садится за знакомый столик. А Петросян впервые принимает участие в первенстве мире и чувствует себя на сцене Театра эстрады дебютантом. Но очень скоро он обжился и даже примерно партии с пятой обзавелся термосом с соком. «Акклиматизация», явление столь трудное и большей частью длительное, прошла у Петросяна легко. Начиная с третьей партии матча до седьмой тон задает он.
Боюсь, что плохую услугу Ботвиннику оказал матч-реванш с его предыдущим партнером, когда переход в эндшпиль был для Ботвинника уже чем-то около трех четвертей очка. В течение года с небольшим мы сыграли с Ботвинником более сорока партий, которые Михаил Моисеевич слегка разбавил нечастыми выступлениями в турнирах. Ему понадобилось время, чтобы привыкнуть к совершенно иной манере, к стремлениям нового соперника — Петросяна — переводить партию в эндшпиль.
К тому моменту, когда Ботвинник круто повернул тактику матча, Петросян уже вел счет. Теперь наступила его очередь показывать мастерство в защите. И здесь Петросян оказался на высоте. Ботвиннику понадобилось шесть утомительных партий, пока, наконец, «ворота» Петросяна были взяты.
Думается, что очень важной была пятнадцатая партия матча. Не только потому, что она вновь вывела Петросяна вперед. Здесь Петросян показал себя великолепным матчевым игроком. И, кажется, именно это недооценил Ботвинник.
На пятнадцатую партию оба партнера шли с явным желанием победить. Ботвинник, по-видимому, считал, что партнер психологически надломлен предыдущим поражением и только нужно его окончательно «добить». Петросян предвидел такое решение.
Мне вспоминается, как Ботвинник в 12-й партии матч-реванша со мной, когда уже, строго говоря, его победа в матче была обеспечена, решил окончательно сломить меня, отказавшись от защиты Каро-Канн в пользу острого варианта французской защиты. Я выиграл эту партию. Но к тому моменту Ботвинник был слишком «богатым» партнером и мог позволить себе подобную «роскошь». В той ситуации проигрыш был не очень опасным. Теперь же, при разном положении в матче, предложенная Ботвинником острая игра оказалась на руку Петросяну, он тоже стал играть остро, великолепно провел всю эту партию, на мой взгляд, лучшую в матче.
Ботвиннику понадобилось семь партий, чтобы отыграться. Петросян же сделал это в одной. Еще матч не решен (ведь одно очко перевеса, когда впереди девять партий, — совсем не повод для уныния), но Петросян прибегает к полезному матчевому приему: вновь переключает игровые скорости. И в 16-й и 17-й партиях становится заметной усталость Ботвинника.
Дело тут, мне кажется, не в физической усталости, хотя разница в возрасте — девятнадцать лет —тоже могла сказаться. Чем ближе финиш матча, тем страшнее опасность второго проигрыша. Ведь отыграть два очка у такого шахматиста, как Петросян, очень трудно. И Ботвинник оказался между двух огней. С одной стороны, обязательно надо выигрывать. Поэтому в каждой партии он ищет победы. Играет до тех пор, пока существует хоть малейшая возможность. С другой стороны, ни в коем случае нельзя проигрывать. И, опасаясь поражения, Ботвинник избегает малейшего, самого оправданного риска.
Сочетание таких взаимоисключающих стремлений во встрече равных не может принести успеха. Возмездие наступает в 18-й партии, когда Ботвинник поначалу добивается громадного перевеса. Для того, чтобы обратить его в победу, необходимо наступать. Это ослабит «тылы», решает чемпион мира и выбирает «окопную войну», в ходе которой несколько раз упускает очень привлекательные возможности. Наконец, решившись, Ботвинник двигает вперед центральную пешку. Но уже на следующем ходу, словно застеснявшись своего «гусарства», предлагает размен ферзей. Львиная доля перевеса упущена. При доигрывании Ботвинник не сумел соразмерить оценку отложенной позиции со спортивным положением. И там, где нужно было добиваться ничьей, он, не успев переключить скорость, продолжал играть на выигрыш.
Закономерен ли успех Петросяна? Да, конечно. В этом матче Петросян оказался сильнее Ботвинника в спортивном и психологическом отношениях.
Счет 5 : 2 по выигранным партиям должен означать, что победа досталась Петросяну легко, Но это неверно. Ведь две его победы из пяти— 18-я и 19-я партии — подготовлены, прежде всего, психологическим состоянием Ботвинника.
Означает ли исход матча Ботвинник — Петросян, что в шахматах опять наступила позиционная эра? Ответ на этот вопрос следует, по-моему, искать еще в ходе турнира претендентов. Тогда, как вы помните, до самого последнего момента оставалось неизвестным имя победителя. На первое место претендовали три представителя различных стилей: Керес, Петросян, Геллер. Победа Петросяна — это результат его силы, а не превосходства стиля.
По новой системе отбора предпоследний этап борьбы за первенство мира (до прошлого года он назывался турниром претендентов) превращается в серию матчей между сторонниками различных школ и направлений. А кто они, эти сторонники? Думаю, что большие шансы у всех советских шахматистов, которым удастся «проскочить» наш зональный турнир. Серьезные шансы у Фишера и Глигорича.
Кто будет победителем? Теперь, наученный опытом, я отвечаю: ...сильнейший.


Журнал «Юность» № 6 1963 г.


Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области

Похожие новости:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Каталог статей, Спорт | Просмотров: 3257 | Автор: JohnGonzo | Дата: 15-05-2012, 12:13 | Комментариев (0) |
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 1 дней со дня публикации.