Год назад на соревнованиях на приз газеты «Нувель де Моску» — в мире фигурного катания эти соревнования известны как «Московские коньки» — все только и говорили о двенадцатилетней Лене Водорезовой. Вот как воспринималось
ее выступление.
Режиссер «Мосфильма»: «Отрешенность от всего мира. Вдохновение...»
Известный в прошлом фигурист: «Флипчик хорош. Еще тройной!
Вращение отличное. Еще каскад из двойных!..»
Тренер Лены (про себя): «Выехала вовремя, пусть судьи глянут... Стать в стойку... Чего эти идиоты
тянут с музыкой... Вперед!.. Говорил же — решительнее, у тебя все получится... Бить, бить надо! Хорошо, вот поработали и получилось... Есть тройной! Теперь дышать легче будет... Тьфу ты черт!
На такой ерунде чуть не грохнулась, ну, завтра я ей дам... фу, точно успела, без затяжек, тик в тик «шикарного» варьете.
— Я не пойду работать в ледовый цирк, — говорил он. — шоу на льду противоречит моему духовному складу. Но если бы появился настоящий балет на льду...
— Олег Протопопов хочет поставить полный балет на льду...
— Я согласился бы пойти работать в труппу Протопопова. У нас общие представления о прекрасном, и, если пригласить еще Пахомову с Горшковым, Овчинникова, Сергея Четверухина - я называл его в свое время «принц на льду», американца Джона Петкевича мы смогли бы создать настоящий большой балет. Я бы тогда попробовал свои силы и как художник-декоратор...
Ну что же, удачи тебе, Леночка. На Олимпиаду поехать хочешь? (Вопрос с подковыркой - впереди
еще отборочные соревнования. Жук ни «да», ни «нет» не говорит.)
— Хочу.
— Я вот тоже хочу. Поедем вместе?
— Конечно, поедем.
— Что я думаю о Водорезовой? — переспросила меня миссис Эллен Бурка, тренер из Канады, которая однажды сделала из собственной дочери чемпионку мира, потом работала с Толлером Крэнстоном.— О девочках такого возраста трудно говорить. Она еще будет меняться. Но у нее все мышцы расположены и развиты так, что она не располнеет и благополучно пройдет переломный возраст.
Миссис Бурка была одета в спортивное красное пальто-куртку, с которой совпадали по тону и рубашка и брюки. Только нелепая хозяйственная сумка, с которой, наверное, удобнее ходить на
рынок, чем на такой
светский раут, как соревнования фигуристов, делала ее проще, сводила с высоты «дамы» до уровня почти «домохозяйки». Она смотрела на собеседника через толстые очки, и глаза ее казались еще больше, чем они были на самом деле.
Бурка раскрыла сумку и извлекла из ее глубин сложенную вчетверо газету. Это был «Советский спорт».
Миссис Бурка раскрыла газету наполовину — на первой полосе был помещен крупный снимок Лены Водорезовой. Снимок был хорош, хотя ретушер немного переусердствовал.
— Я повезу эту газету в Торонто и повешу в нашем клубе. Я скажу в клубе: вот этой девочке из Москвы всего двенадцать лет, и она уже сейчас прыгает тройной аксель и тройной ритбергер.
Из вестника спортивной информации ТАСС (авторы Э. Токарева и Ю. Смирнов):
«На традиционном международном турнире фигуристов на приз газеты «Нувель де Моску» — сенсация. Первое место в соревнованиях одиночниц заняла 12-летняя московская школьница
Лена Водорезова. Малышка с голубыми бантиками опередила 18 соперниц, среди которых были и чемпионки отдельных стран. Воспитанница прославленного тренера С. Жука набрала 177,68 балла (сумма мест—12).
Водорезова хорошо выступила в короткой и произвольной программах, продемонстрировав не по возрасту уверенное катание. Ее произвольная композиция была насыщена сложными элементами, среди которых специалисты отметили два тройных прыжка.
Однако Лена неплохо справляется и с обязательными фигурами. Ее наставник шутит, что хорошая координация движений у его подопечной наследственная.
Мать Лены — гимнастка, а отец — баскетболист. Лена учится в шестом классе 704-й средней школы.
По словам С. Жука, у девочки спортивный характер — она трудолюбива, настойчива. Фигурным катанием Водорезова занимается с шестилетнего возраста. Совсем недавно она первенствовала в юношеском чемпионате страны. И вот теперь —
победа в ее первом, столь представительном «взрослом» турнире, где она опередила Уэнди Бэрдж из США, занявшую четвертое место на прошлом чемпионате мира...»
В буфете, за кулисами, фоторепортер «Советского спорта» Юрий Моргулис рассказывал мне:
— Ей дали собачку, а она подумала — игрушечная. Берет ее в руки, а собачка вдруг зашевелилась, задние ноги у нее свесились и растопырились. (Тут он стал показывать, как именно растопырились ноги у собачки.) А я как раз был с этой стороны. На лице у Лены такое было удивление. Я сразу нажал — порядок. Снимок — класс! Обойдет
все газеты. Ни у кого такого нет. Они уже потом набежали, а она ведь еще девочка — подыграть не может.
На столике в «боевой» готовности лежали «Никон» и «Лейкафлекс» с электромотором, позволяющим снимать с интервалом меньше секунды.
Болонку Джонни Леночке подарили супруги Гавриленко. Увидели ее выступление и тут же решили подарить ей на счастье свою болонку.
В первый же день Джонни сгрыз Леночкины тапочки...
Служебная телеграмма агентства Ассошиэйтед Пресс: «По австралийскому запросу требуется фотоснимок катания 12-летней московской школьницы Елены Водорезовой, которая выиграла женский титул на московских международных соревнованиях на прошлой неделе. Хотели бы иметь фото по фототелеграфу к 12. 00 по Гринвичу».
А в феврале корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс Уилл Гримсли, который считается «первым номером» в олимпийской команде этого крупнейшего репортерского объединения, метался по Инсбруку в поисках Лены Водорезовой. Ему позарез нужен был материал о новой русской «звезде», которая должна была произвести «небольшую революцию» на Олимпиаде. Однако за три дня до открытия Игр девочки и ее тренера — Станислава Жука — еще не было в
Инсбруке, и корреспондент просил всех рассказать ему хоть что-то
о Лене Водорезовой, о ее стиле катания, о ее родителях, склонностях и обязательно какую-нибудь «вкусненькую» деталь об этой девочке.
Я рассказал ему кое-что. И через несколько дней, когда Игры были в разгаре, Гримсли заглянул в комнату ТАСС и пригласил меня в бар
— Я угощаю тебя,— пояснил он.— История о Водорезовой обошла все газеты Северной Америки.
И Лена действительно произвела в Инсбруке небольшую революцию — в произвольном катании она была пятой. Самая юная участница Игр рано вставала и поздно ложилась спать — вместе со своим тренером сидела на всех соревнованиях фигуристов, впитывая в себя буквально все. Она смотрела и танцы, и пары, и мужчин-одиночников.
За прошедшее лето она подросла, прибавила в весе почти три килограмма, но на ее прыгучесть это не повлияло. Она продолжает
шлифовать сложнейшие элементы своей программы, которые сегодня выполняют во всем мире лишь несколько фигуристок.
Помните, что сказал о Лене Водорезовой Толлер Крэнстон: «Пусть сегодня чувства, которые она вкладывает в каждое свое движение,— детские. Но, я думаю, она всегда будет вкладывать именно душу в каждое выступление. Если это будет так,— мир получит отличную фигуристку».
Станислав Жук добавил бы к этому: «И чемпионку».
Журнал "Юность" № 12 1976 г.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области