RSS

Информационный сайт JohnnyBeGood

{mainv}
Наставник мушкетеров
В. Штейнбах

В квартире Льва Сайчука, о котором я хочу рассказать, множество сувениров. И среди них обращают на себя внимание не значки, даже не медали, а... дружеские шаржи. Их два, оба сделаны в Варшаве и принадлежат перу известного польского карикатуриста Алашевского. Первый рисунок сделан в 1954 году.
 
Тогда Сайчук первым из советских шпажистов выиграл международный Турнир СССР — Польша, и на шарже он молодой, с непослушными вихрами. А на втором Лев Васильевич — через десять лет, когда он приехал в Польшу уже в качестве старшего тренера сборной команды СССР по фехтованию на ставший традиционным матч. Художник изобразил его в том же ракурсе — с поднятой маской и со шпагой в руке.
 
Признательность и уважение многих людей снискал этот человек. Я обратил внимание на висящий на стене великолепный серебряный герб с кожаными рыцарскими латами и воткнутыми в них шпагами и спросил, не приз ли это. Сайчук ответил:
 
— Нет, Это подарок. Маэстро Манджаротти подарил.
 
Знаменитый итальянский фехтовальщик, участник пяти олимпиад, обладатель 13 олимпийских медалей, Эдоардо Манджаротти — легендарная в спорте личность. Но, по-моему, не меньше легенд сложено в фехтовальной среде и о Сайчуке.
 
Вот одна из них. Она кажется неправдоподобной. Но, в отличие от многих других, этот случай, как говорится, действительно имел место. Кажется, в нашей спортивной истории больше не было такого случая, когда один человек в течение двух часов завоевал первые места в двух абсолютно разных видах спорта.
 
Это произошло в 1948 году на юбилейной спартакиаде «Динамо». Лев Васильевич Сайчук, в то время уже мастер спорта и по баскетболу и по фехтованию, буквально разрывался между этими двумя видами. Все шло более или менее нормально до тех пор, пока не совпало время соревнований на баскетбольной площадке и фехтовальной дорожке. Финальный матч по баскетболу между динамовцами Москвы и Тбилиси, где в основной пятерке играл Лев Сайчук, происходил на стадионе «Динамо», у Восточной трибуны, а неподалеку, на теннисных кортах, начался финал спартакиады по фехтованию на шпагах.
 
Степан Суренович Спандарян, тренер москвичей, заменяя Сайчука, говорил: «Лева, только скорее!» И Лева, на ходу облачаясь в белый фехтовальный костюм, выбегал на дорожку, в баскетбольном темпе проводил бой, выигрывал и, опять переодевшись, бежал на площадку, сразу вступая в игру. И так семь раз: в шпажном финале было восемь участников, значит, надо было провести семь боев. Окончилось все прекрасно: москвичи выиграли у грузинских баскетболистов и заняли первое место, а Сайчук, не проиграв ни одного боя, стал чемпионом спартакиады по фехтованию на шпагах. Так у него появились два чемпионских жетона, завоеванных в течение двух часов. А потом коллекция наград стала пополняться: золотая медаль чемпиона страны по баскетболу, за ней четыре точно такие же медали, но изображен на них фехтовальщик. Постепенно Сайчук все серьезнее занимался фехтованием и в 1952 году в составе сборной команды СССР поехал в Хельсинки.
 
Лев Сайчук человек с удивительной силой воли. Сразу после войны он перенес тяжелое заболевание, но нашел в себе силы остаться в спорте, и не просто остаться, а стать пятикратным чемпионом страны. Познакомившись поближе с Львом Васильевичем, я лишний раз убедился в правильности поговорки: «Если человек талантлив, то он талантлив во всем».
 
Мне часто приходилось слышать у многих фехтовальщиков магнитофонные записи Сайчука. Он поет несильным, но приятного тембра голосом задушевные, мягкие, очень лиричные песни, аккомпанируя себе на пианино. Поет довольно профессионально. Одна из стен его квартиры полностью отдана живописи. Пейзажи, написанные маслом. Настроение передано очень тонко. Зима. Опушка леса. Деревья чуть припорошены снежком.
Чувствуется, только недавно утих сильный ветер, оголивший деревья, и они еще не успели зарыться в толстую снежную шубу. Лев Васильевич, заметив, что я разглядываю пейзажи, сказал:
 
— Я учился в художественной студии. Хотел стать профессиональным художником. У меня ведь отец художник.
 
Выступления на фехтовальной дорожке Сайчук закончил в 1957 году. И ему тогда же предложили возглавить сборную страны. А на следующий год советские фехтовальщики на первенстве мира в Филадельфии одержали свою первую победу. С тех пор они почти не знают поражений.
 
Какова в этом роль Сайчука? Огромна. Сайчук цементирует команду, которую он возглавляет уже восемнадцать лет. Аналогичного примера вы не найдете ни в одном виде спорта. Но, несмотря на то, что Сайчук обладает незаурядными организаторскими способностями, все-таки он в большей мере и, прежде всего, педагог. Безусловно, в том, что в сборную попадают самые одаренные
фехтовальщики, есть заслуга Сайчука: у него удивительное чутье на талантливых людей. Есть у него еще одно довольно ценное умение: точно, в нужный момент подвести спортсмена к пику формы.
 
На работе сборной сказывается и то, что старший тренер был игровиком. Окончательно убедился я в этом после разговоров с тренерами. Во всех видах спорта, основанных на единоборстве, соревнование рассматривается как контроль тренированности, технической и тактической зрелости, а Сайчук считает соревнование одним из средств подготовки к более ответственным соревнованиям. Сейчас в сборной команде страны по фехтованию основными средствами физической подготовки считаются не бег и упражнения с отягощениями (хотя и им уделяется большое внимание), а спортивные игры: футбол, хоккей, баскетбол. Кроме прямого, утилитарного назначения, игры имеют и большое воспитательное значение, прививая дух коллективизма, товарищеской помощи и поддержки. Даже если бы заслуги Сайчука исчерпывались лишь этими нововведениями, уже можно было воздать ему должное.
 
Но он пошел гораздо дальше — создал стройную систему подготовки сборных команд. Эта система складывалась и проверялась полтора десятилетия. И сейчас, пройдя проверку боем (на фехтовальной дорожке), она выкристаллизовывается в кандидатскую диссертацию. Условно тема называется так: «Управление динамикой психической напряженности». Когда эта диссертация будет защищена — а осталось ждать не так уж долго, — она будет полезна не только фехтовальщикам. Ведь научиться управлять психической напряженностью спортсмена нужно представителям всех видов спорта! На рабочем столике Сайчука рядом с журналами «Вопросы психологии» лежат книги: «Электрофизиология», «Модели нервной системы»...
 
Беру одну из них — «Эмоциональный стресс». Это труды Международного симпозиума, организованного шведским центром исследований в области военной медицины. Вся книга испещрена пометками. Видно, прорабатывал ее Сайчук очень серьезно. Лев Васильевич, все больше и больше увлекаясь, начинает рассказывать о своей диссертации, о формуле психической напряженности, которую он вывел вместе с проректором Львовского института физической культуры В. Келером и которая впервые появилась в книге Сайчука и Пономарева «Фехтование на шпагах». Потом он вдруг замечает, что на эту тему можно говорить бесконечно, прерывает себя на полуслове и смущенно улыбается...
 
А я искренне завидую тем из современных мушкетеров, кто тренируется у такого педагога, кто может постоянно общаться с таким талантливым человеком.

Стадион

Похожие новости:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Каталог статей » Стадион | Просмотров: 1669 | Автор: platoon | Дата: 7-04-2015, 13:29 | Комментариев (0) |
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 1 дней со дня публикации.