RSS

Информационный сайт JohnnyBeGood

{mainv}
ПЕРЕД ВОЙНОЙ БЫЛА ВОЙНА... часть 1
В современных средствах массовой информации некоторые «правдорубы-правозащитники», увлекшись разоблачением преступлений сталинского режима, делают сомнительные заявления о том, что не было в СССР ни шпионов, ни диверсантов, ни вредителей, а одни лишь невинные жертвы режима. Но так ли это?

В середине 1930-х годов, почуяв приближение новой мировой войны, резко активизируется деятельность разведок великих и малых держав. Повсюду снуют эмиссары спецслужб, вербуется агентура, спешно сколачиваются «пятые колонны». Наверное, глупо думать, что Советский Союз оставался заповедным оазисом, территорией, на которую не ступала нога иностранного шпиона. И ни одна разведка мира даже не пыталась вербовать ни «коренных» советских граждан, ни выезжающих в СССР коммунистов-политэмигрантов.

Сталин, выступая на февральско-мартовском пленуме ЦК ВКП(б) 1937 года, заявил: «Не вернее ли будет, с точки зрения марксизма, предположить, что в тылы Советского Союза буржуазные государства должны засылать вдвое и втрое больше вредителей, шпионов, диверсантов и убийц, чем в тылы любого буржуазного государства? Не ясно ли, что, пока существует капиталистическое окружение, будут существовать у нас вредители, шпионы, диверсанты и убийцы, засылаемые в наши тылы агентами иностранных государств?»

И, судя по имеющимся документам, он оказался совершенно прав. Вот что пишет западный автор Кукридж Э. Гелен, далёкий от симпатий к сталинскому СССР: «В течение нескольких довоенных лет Советский Союз прямо-таки наводнили немецкие шпионы, приезжавшие туда под видом промышленников и инженеров немецких фирм якобы с целью получения заказов от советского правительства. Нескольких поймали с поличным, как, например, техперсонал концерна «Фрелих Дельман», работавший в промышленных центрах Кузнецкого бассейна, а также инженеров, присланных фирмой «Борсиг и Демаг» работать по контракту на Украине и в Западной Сибири. Однако многие благополучно вернулись домой, предварительно поделившись информацией с посольством в Москве или же успев переправить ее через курьеров. Немецкие концерны в обязательном порядке передавали абверу копии всех планов и чертежей, подготовленных ими для советских властей. Догадываясь об этом, советское правительство аннулировало часть контрактов и выслало немецких специалистов, однако основной урон стране уже был нанесен...».

Подрывную работу на советской территории вели разведки многих стран. Активную роль отводили резидентурам, действующим в составе официальных представительств: посольств, консульств, других учреждений, обеспечивающих интересы промышленных и торговых фирм, корпунктов газет. Активно добывали разведывательную информацию в отношении СССР многочисленные националистические организации. Каждая спецслужба решала свои задачи.

Например, финскую военную разведку интересовали дислокация и передвижение войск РККА, пограничных частей, военная промышленность, укрепление погранрайонов, строительство казарм, складов, аэродромов, осуществление агентурной разведки за восточной границей. Военная разведка Финляндии разделила северо-западную территорию СССР от Ленинградской до Мурманской областей на 32 зоны своих разведывательных устремлений, куда готовилась заброска разведывательно-диверсионных и террористических групп. Подбор сотрудников разведки осуществлялся с учетом предстоящей работы с родственными народами в Восточной Карелии и Ингерманландии (Ленинградская область). Основной упор делался на местных карелов, финнов-ингерманландцев и эмигрантов, которые участвовали в военных действиях против красных или бежали из СССР позже.

Может показаться невероятным, но существует документальное подтверждение того, что долгие годы в Финляндии вынашивали планы нападения на СССР. Не удовлетворившись отделением от России в 1917 году, власти новоиспеченного государства пытались урвать кусок русской земли. Еще 23 февраля 1918 года главком финской армии генерал К. Г. Маннергейм заявлял, что «не вложит меч в ножны, пока не будет освобождена от большевиков Восточная Карелия». Маннергейм утвердил так называемый «план Валлениуса», предусматривавший захват российской территории до линии Белое море - Онежское озеро - река Свирь - Ладожское озеро. При этом Финляндии должны были отойти также область Печенги и Кольский полуостров, а Петроград получил бы статус «вольного города» наподобие Данцига.

Карельский перешеек рассматривался в качестве основного района, где развернутся военные действия. Через него проходило главное стратегическое направление, выводящее на важные в военно-экономическом и политическом отношении южные и юго-западные губернии Финляндии и к ее столице - городу Хельсинки.

В период с 1920 по 1939 годы здесь была сооружена многополосная система долговременных укреплений, получившая впоследствии название «линия Маннергейма». Эти укрепления срочно модернизировались, строились новые железобетонные командные пункты, пехотные укрытия, двух- и трехамбразурные долговременные огневые сооружения и капониры, названные самими финнами «миллионниками» в связи со стоимостью их возведения. Разумеется, в Хельсинки прекрасно понимали, что в одиночку им Россию не одолеть. Поэтому следовали принципу, сформулированному первым финским премьер-министром Пером Эвиндом Свинхувудом: «Любой враг России должен всегда быть другом Финляндии».

Враждебность финского руководства по отношению к нашей стране для иностранных дипломатов секретом не была. Так польский посланник в Хельсинки Ф. Харват сообщал в Варшаву, что политика Финляндии характеризуется «агрессивностью против России... В позиции Финляндии к СССР доминирует вопрос о присоединении к Финляндии Карелии». Он называл Финляндию «наиболее воинственным государством в Европе». Латвийский посланник в Финляндии в свою очередь писал, что «в головах финских активистов... глубоко укоренился карельский вопрос. Эти круги с нетерпением ждут конфликта России с какой-либо великой державой, раньше с Польшей, а теперь с Германией или Японией, чтобы реализовать свою программу. Это движение... может когда-то послужить искрой, от которой загорится пороховая бочка». Американский военный атташе в СССР полковник Ф. Феймонвилл докладывал 23 сентября 1937 года в Вашингтон: «Самой насущной военной проблемой Советского Союза является подготовка к отражению одновременного нападения Японии на Востоке и Германии совместно с Финляндией на Западе».

Враждебное отношение к СССР подкреплялось конкретными делами. На советской границе финские власти постоянно организовывали всевозможные провокации на земле, в небесах и на море. На Мурмане к этому времени уже были сформированы части погранконтроля, пограничной морской охраны, авиации и три сухопутных пограничных отряда.

Заглянув в архивы, можно обнаружить такие сообщения: «7 октября 1936 года в 12:00 на Карельском перешейке в районе пограничного столба N 162 совершавший обход границы советский пограничник командир отделения Спирин был тяжело ранен выстрелом с финской стороны и вскоре скончался. Перед смертью он сообщил, что стрелявшие в него лица были в военной одежде установленного в Финляндии образца... 27 октября 1936 года в 10 часов двумя выстрелами с финской стороны был обстрелян председатель колхоза Вайда-Губа Колихманен...». Множество похожих сообщений следует и в 1937, и в 1938 году.

Особое беспокойство у СССР вызывали финско-германские контакты. В соответствии с Версальским договором Германия не могла иметь подводный флот. Однако никто не запрещал немецким конструкторам строить субмарины для дружественной Финляндии. Из германского бюджета для этой цели было отпущено 1,5 млн. рейхсмарок. В обмен на поставки меди и никеля финны получали от немцев 20-ти мм зенитные орудия и снаряды, договаривались о закупке боевых самолетов. С согласия финской разведки на территории страны в середине 1939 года был создан германский разведывательный и контрразведывательный орган «Кригс-организацьон Финляндия», условно именовавшийся «Бюро Целлариуса». Его основной задачей было проведение разведывательной работы против СССР.

Западные державы щедро снабжали Финляндию оружием. Не собираясь ограничиваться поставками оружия, Англия и Франция рассчитывали принять в советско-финской войне самое непосредственное участие. Получив подходящий предлог, руководство союзников принялось с энтузиазмом строить планы нападения на СССР.

Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области

Похожие новости:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 1 дней со дня публикации.