Стремление союзников использовать возможности легальной
разведки на территории СССР наша контрразведка фиксировала и в ходе войны, и после ее окончания. По каналам советской разведки поступала важнейшая политическая и военная информация о ведении американцами сепаратных переговоров с немцами, о планах западных держав по переустройству в свою пользу послевоенного мира, и, конечно стало известно о разработках нового смертоносного оружия...
Атомные бомбардировки ВВС США японских городов Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года призваны были продемонстрировать руководству Советского Союза возросшую военную мощь американцев, их претензии на то, что они намерены играть первую скрипку в послевоенном мире. Лидеры США полагали, что понесший огромный материальный ущерб Советский Союз (страна потеряла треть своего национального богатства) не устоит перед политикой ядерного шантажа. Новый курс американской «атомной дипломатии» безоговорочно поддержала Англия.
Но в СССР не собирались мириться с ролью некой второстепенной державы. Еще в 1942 году И.В. Сталин дал указание о форсировании работ по «урановому проекту», преследовавших цель создания ядерной бомбы. Но полномасштабная разработка ядерного оружия была возможна только после
разгрома Германии. Сложившаяся к августу 1945 года политическая ситуация вынуждала СССР перевести уже ведущиеся в стране исследования по разработке ядерного оружия на качественно новый уровень, т.к. требовалось не только научное решение проблемы, но и создание новой сверхнаукоемкой отрасли промышленности для организации серийного выпуска такого оружия.
В 1945 году в Наркомате боеприпасов перед группой физиков-ядерщиков была поставлена задача скорейшего создания ядерного оружия (в комитет вошли А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица, И.В. Курчатов). Принятая правительством программа создания атомной бомбы поражала своими масштабами.
Научной частью проекта руководил молодой доктор наук Игорь Курчатов, а куратором всей программы стал Л.П. Берия - шеф
НКВД.
20 августа 1945 года Государственный комитет обороны (ГКО) СССР издал постановление N°. 9887сс/оп о создании Специального комитета при ГКО (с сентября 1945 года при Совете Народных Комиссаров СССР, с марта 1946 года при Совете Министров СССР) и Первого главного управления при СНК СССР. Их основной задачей была разработка и организация производства ядерного оружия, а также проведение исследований по использованию атомной энергии в мирных целях. 15 ноября 1945 года в системе Наркомата государственной безопасности СССР был организован Отдел «К», на который возлагалась задача контрразведывательного обеспечения объектов атомной промышленности.
Огромная роль в создании советского ядерного оружия отводилась усилиям разведки не случайно. Отставание в исследованиях было огромным, и добывание атомных секретов необходимо было поставить на широкую ногу.
Советские спецслужбы справились с этой задачей блестяще. И все же роль советских физиков и инженеров в создании отечественной ядерной бомбы, разумеется, никто умалять не вправе. В рекордно-короткий срок атомная бомба была создана. И в августе 1949 года, на специально оборудованном семипалатинском полигоне, успешно прошли ее испытания. Это событие подвело итог невероятным напряженным семилетним трудам. Курчатов и Берия за выдающиеся заслуги в укреплении могущества нашей страны были отмечены высшими наградами, большими денежными премиями и специальными грамотами о пожизненном статусе почетных граждан Советского Союза.
Так же, к чести наших ученых, следует отметить тот факт, что к моменту проведения второго испытания ядерного заряда в 1951 году бомба была советской конструкции из урана-235 и плутония, эквивалент порядка 40 килотонн. В сопоставлении с американской схемой вариант ядерного заряда был обоснован экспериментально и расчетно и признавался как более прогрессивный. Бомба на основе нашей собственной схемы, будучи почти в два раза легче копии американской бомбы, получилась одновременно в два раза мощнее ее.
Однако понятно, что наличие бомбы, даже очень мощной, для обеспечения безопасности страны недостаточно. Требовались различные носители ядерного вооружения. В СССР после создания атомной бомбы особое внимание было уделено подводным лодкам, вначале дизельным, а затем созданию первой атомной. Советский Союз отставал по темпам, но делалось все необходимое и возможное для создания мощного ракетно-ядерного флота, способного бросить вызов крупнейшему из военных флотов мира. В США в тот период с нарастающими темпами проектировались и строились атомные подводные лодки. А первая - «Наутилус» - начала плавать уже в 1955 году.
Строительство атомных подводных лодок - грозных властителей морских и океанских глубин - явилось для нашей страны вынужденной мерой, ответом на действия в Мировом океане вероятного в то время противника. Оно было продиктовано необходимостью надежно защитить государственные интересы нашего Отечества. Но создание принципиально новых кораблей подводных глубин, оснащенных самой современной техникой и оружием, ядерными энергетическими установками, стало триумфом отечественной творческой мысли, коллективным подвигом ученых и кораблестроителей, всего нашего народа.
Атомные подводные лодки, в том числе и подводные ракетные крейсера стратегического назначения, сосредоточившие в себе огромную ударную силу, мобильность и скрытность действий. Многоцелевые атомные подводные лодки и подводные ракетоносцы освоили самые удаленные районы Мирового океана, покорили в подводном плавании Северный полюс.
У истоков создания атомного флота стоял Николай Герасимович Кузнецов, бывший тогда Военно-Морским Министром СССР. Активное и крайне важное участие в реализации этого проекта принимали органы разведки, составная часть системы госбезопасности. С началом создания атомной промышленности в Советском союзе руководство страны учитывало, что разведки иностранных государств, располагая данными о довоенных ядерных исследованиях в Советском Союзе, многие из которых были опубликованы, будут и в новой обстановке, стремиться всеми силами и средствами получить информацию о работах по созданию ядерного оружия в СССР.
Поэтому уже на первом этапе, наряду с решением многочисленных и чрезвычайно сложных научных, технических, экономических, кадровых и других задач, необходимо было разработать и осуществить целый комплекс организационных и практических мер по обеспечению строгой секретности проводимых и предстоящих работ. Не допустить
агентурного проникновения противника на объекты атомной промышленности, предупредить возможную утечку информации о состоянии научных исследований и полученных результатах, о проектировании и строительстве советских атомных объектов и их дислокации.
Заполярные чекисты-контрразведчики несли ответственность по соответствующим направлениям на Северном флоте. Часто они напрямую участвовали во флотских делах. Дело в том, что на самых первых атомных подводных лодках представителя контрразведки не было. Но позднее при всех выходах в море ракетных атомоходов на борту каждого обязательно находился особист. Интерес к нашим лодкам у иностранных разведок был огромный, и контрразведчикам было над чем работать.
Первое послевоенное десятилетие для североморцев ознаменовалось освоением новых проектов подводных лодок, ставших основой океанского дизельного подводного флота. 33-я дивизия подводных лодок
Северного флота, которая базировалась в Екатерининской гавани города Полярного, стала первым соединением такого флота.
Именно здесь закладывался фундамент для будущих дальних плаваний могучих подводных атомоходов. Подводники 33-й дивизии ставили рекорды по дальности походов и по глубине погружения. Подводная лодка С-347 под командованием капитан-лейтенанта Владимира Николаевича Чернавина (будущего Главнокомандующего ВМФ СССР И РФ) совершила подледное плавание в Арктике, установив рекорд пребывания подо льдом. В 1955 году подводные лодки 33-й дивизии участвовали в испытаниях ядерного оружия на Новой Земле.
* * *
Сегодня Мурманск называют воротами Арктики. Много говорят о значении этого региона для всей страны. О его богатстве, о необходимости
освоения арктических месторождений нефти и газа. Но думается, следует говорить и помнить о том, что с Арктикой мы связаны очень давно и очень прочно.
Большую часть Арктики (около 13 млн. кв. км) занимает Северный Ледовитый океан, в бассейн которого входит развитая область шельфа с глубинами менее 200 м, занятая окраинными морями Баренцева, Белого, Карского, Восточно-Сибирского, Чукотского и моря Лаптевых. Естественные границы морей определены рельефом дна, наличием островов Новая Земля, Врангеля, архипелагов Северная Земля, Новосибирские острова, Земля Франца-Иосифа, а также крупных полуостровов - Канин Нос, Ямал, Таймыр и других...
Принятая в 1945 году кораблестроительная
программа не учитывала возможность использования ядерного оружия в борьбе на море. Поэтому требовалась новая программа. Вопрос приобрел еще большую актуальность в связи с разработкой торпеды с ядерным зарядом. Ее надо было испытывать, и с учетом того, что действовавший Семипалатинский полигон для этих целей не годился, стали искать место для морского полигона.
Первоначально мыслили выбрать район для разового испытания. Рассматривали два возможных региона: Север и Дальний Восток. Остановились на северном направлении. Специальная группа обследовала побережье Кольского полуострова. Ее внимание привлек небольшой полуостров Нокуев.
Однако Главнокомандующему ВМФ Н.Г. Кузнецову предложение о проведении атомного испытания в районе Кольского полуострова не понравилось. Он сказал, что одним испытанием не обойдемся, а
Кольскую землю надо беречь. При этом он высказал мысль, что флоту нужно иметь свой полигон для испытаний морского ядерного оружия. Тогда было предложено проводить испытания на Новой Земле. Главком согласился.
Новая Земля - уникальное место на планете. С одной стороны острова европейское Баренцево море с незамерзающими портами, а с другой - вечно замерзшее Карское море. Отсюда - яростные ветры. Морозы здесь по арктическим меркам не такие сильные, но по величине отрицательной температуры, помноженной на силу ветра, трудно найти место, приближающееся к новоземельскому архипелагу. По площади Новая Земля больше, чем Бельгия и Голландия вместе взятые. В предыдущие века длинные полярные ночи и частые снежные бури делали Новую Землю трудной для существования человека. Перебраться насовсем на этот остров жителя материка могла заставить лишь крайняя нужда. Именно удаленность острова от крупных населенных пунктов и его малонаселенность имели решающее значение при выборе места нового полигона.
Новоземельский полигон освоил пять видов испытаний ядерного оружия: подводные, наземные, приводные, воздушные и подземные (в штольнях и скважинах). Подводные взрывы окончены в 1961 году, наземный был только в 1957 году, последний приводный - в 1962, и в этом же году закончены воздушные испытания. Подземные испытания прекратили в 1990 году (американцы на два года позже).
Но хотя полигон на Новой Земле в настоящее время находится в законсервированном состоянии, за нашей Арктикой есть кому присмотреть. Здесь несут службу пограничники. Охраняемый участок границы от Новой Земли и до Чукотки достигает более 11 тысяч километров. В Арктике есть подразделения пограничных органов, где горстка пограничников «держит» до двух тысяч километров арктического побережья или целый островной архипелаг.
Более того, сегодня Россия намерена усилить арктическую войсковую группировку, в боевые задачи которой войдет обеспечение безопасности российской части Северного Ледовитого океана «в различных условиях военно-политической обстановки». Параллельно регион превратится в стратегическую ресурсную базу страны. Эти перспективы описаны в арктической стратегии, подготовленной Советом безопасности России.
Документ предусматривает введение в российской части Арктики более плотного контроля ФСБ в виде оптимизации пограничного контроля, режимных пограничных зон в арктических субъектах Федерации и технического контроля за проливами и устьями рек на трассе Северного морского пути. Кроме того, в российской Арктике появится группировка войск общего назначения, способная обеспечить региону военную безопасность, а также активно функционирующая система береговой охраны ФСБ.
О том, что на арктическом побережье России появятся пограничные заставы нового образца, заявил руководитель департамента береговой охраны погранслужбы
ФСБ РФ генерал-полковник Виктор Труфанов: «Строительство пограничного комплекса на архипелаге Земля Франца-Иосифа завершено. В настоящее время планируется создание таких комплексов по всему арктическому побережью России».
Новые заставы будут хорошо обустроены. В них будет все необходимое, чтобы сохранять неприступность российской границы в Заполярье. Для этого на архипелаге создан целый комплекс инфраструктуры, обеспечивающий их жизнедеятельность и включающий взлетно-посадочную полосу.
И, надо полагать, действия эти своевременны и актуальны особенно в связи с тем, что свое военное присутствие в Арктике наращивают и другие страны. Так, крупное армейское соединение для военных операций в Заполярье создает Канада. Завершить формирование арктического спецназа эта страна планирует в ближайшие годы. Также США регулярно проводят в районе Аляски учения атомных подводных лодок. О создании флотилий ледовых судов уже объявили США, КНР, Германия и Швеция.
Правда, при этом они не забывают обвинить Россию в агрессивных устремлениях, но тут нам, как говорится, не привыкать...
* * *
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области