В Заполярье
Великая Отечественная война началась с массированных бомбардировок городов, населенных пунктов, промышленных предприятий, пограничных застав, военно-морских баз. Первые налеты фашистская авиация провела уже в ночь на 22 июня 1941 года. Активные боевые действия на Кольском Севере начались 29 июня 1941 года.
Кольский полуостров занимал значительное место в агрессивных планах гитлеровского командования. Основными стратегическими задачами противника на этом участке были захват в кратчайшие сроки города Мурманска с его незамерзающим портом, пунктов базирования Северного флота, а также выход на линию Кировской железной дороги, соединяющей мурманский порт с основной частью страны.
Кроме того, захватчиков (как и прежде!) привлекали природные богатства Кольской земли, особенно месторождения никеля - металла, крайне необходимого для военной промышленности Германии и ее союзников. Для достижения этой цели на арктическом театре военных действий была сосредоточена армия «Норвегия» в составе двух германских и одного финского корпусов, которую поддерживали часть сил 5-го воздушного флота и ВМС Германии. Им противостояла советская 14-я армия, занимавшая оборону на Мурманском и Кандалакшском направлениях. С моря 14-ю армию прикрывали корабли Северного флота.
Главный удар противник наносил на Мурманском направлении. В течение первой половины июля войска 14-й армии, ведя тяжелые бои, остановили врага в 20-30 километрах от границы. Большую помощь воинам 14-й армии оказали подразделения морской пехоты Северного флота.
Удары морских десантов во фланг противнику 7 и 14 июля сыграли значительную роль в срыве планов фашистского командования. Не удалось фашистам захватить и полуостров Рыбачий - стратегический пункт, откуда контролировался вход в Кольский, Мотовский и Печенгский заливы. Летом 1941 года советские войска при поддержке кораблей Северного флота остановили противника на хребте Муста-Тунтури. Полуостров Рыбачий стал непотопляемым линкором Заполярья и сыграл важную роль в защите Кольского залива и города Мурманска.
8 сентября 1941 года гитлеровцы возобновили наступление на Мурманском направлении, но войска 14-й армии заставили противника перейти к обороне, а 23 сентября нанесли контрудар и отбросили врага за реку Большая Западная Лица. В этих боях приняла боевое крещение сформированная в Мурманске Полярная дивизия. Когда противнику удалось продвинуться вперед и создать прямую угрозу захвата Мурманска, полки Полярной дивизии с ходу вступили в бой с прорвавшейся группировкой и отбросили врага на прежние позиции.
На рубеже реки Западная Лица линия фронта проходила до октября 1944 года.
Первые удары приняли на себя пограничные заставы Мурманского погранотряда, сражавшиеся под общим командованием генерала К.Р. Синилова. Тяжелые бои шли на нескольких направлениях. Против вооруженных стрелковым оружием пограничников наступали отлично вооруженные горноегерские дивизии, поддержанные с воздуха и усиленные артиллерией и огнеметами. Военный талант и опыт К. Р. Синилова позволил предвидеть, что, помимо двух главных направлений - на Мурманск и Кандалакшу, враг использует и Рестикентское направление, чтобы прорваться к Мурманску с юго-запада. И генерал оказался прав.
В первые же дни войны финны бросили сюда крупные силы. К 3 июля вражеские части углубились на 55 километров, достигли устья реки Лотты, захватили господствующие высоты. Майору Я. А. Немкову, назначенному командиром специально сформированного отряда пограничников, было приказано любой ценой восстановить положение на Рестикентском направлении. Несколько дней отряд вел тяжелые бои с финскими войсками. Неся большие потери, воевали в лесах, подожженных врагом, в условиях бездорожья, без связи и продовольствия...
11 июля К.Р. Синилов был срочно вызван в Москву, где получил приказ о формировании 2-й отдельной дивизии особого назначения НКВД для прикрытия Западного направления. А спустя три месяца, в самые тяжелые дни защиты столицы, его назначили комендантом Москвы. А тем временем мурманские пограничники с честью выполнили поставленную перед ними генералом Синиловым боевую задачу. Враг был разбит.
5 августа Советское Информбюро сообщило: «Ударами пограничников Советского Заполярья фашистские захватчики были отброшены за линию государственной границы...». Этот участок границы Советского Заполярья так и остался единственным рубежом, который гитлеровцам не удалось преодолеть в течение всей войны.
Уже 23 августа на линии госграницы расположились полевые пограничные заставы. Таким образом, ровно через два месяца после начала войны пограничники Заполярья первыми на всей линии фронтов Великой Отечественной войны приступили к своим прямым обязанностям.
Вместе с пограничниками и военными контрразведчиками в единый строй защитников Отчизны встал и личный состав
областного управления НКВД. Он обеспечивал безопасность тылов 14-й армии и Северного флота, выявлял вражеских лазутчиков, готовил разведывательно-диверсионные группы для заброски в тыл врага. Только за первые 4 месяца войны сотрудники Управления совместно с пограничниками совершили 24 разведывательные и диверсионные операции в тылу противника.
Работники органов госбезопасности вели работу против агентуры противника, заброшенной в тыл Красной армии, а также в приграничных районах Финляндии и Норвегии. 24 сентября с подводной лодки в Северной Норвегии была высажена группа наших разведчиков, в состав которой вместе с нашими чекистами входили несколько норвежцев. Это была первая диверсионно-разведывательная группа из тринадцати человек. Командиром группы был офицер Северного флота Георгий Васильевич Кудрявцев, а его заместителем - оперативный сотрудник разведотдела УНКВД по Мурманской области Алексей Борисович Ершов.
7 октября группа приняла первый бой, в котором героически погиб гражданин СССР, норвежец по национальности Хокун Ялмарович Ойен. Во время второго боя 20 октября 1941 года погибли командир группы Г.В. Кудрявцев, радист С.Н. Сметании и норвежец Гуннар Берг.
Об участии граждан Норвегии во
Второй мировой войне следует рассказать подробней. Простые люди, главным образом рыбаки, давно питавшие любовь и уважение к нашей стране, оказывали нам братскую интернациональную помощь, шли на любой риск, отдавали свою жизнь во имя благородной цели - помочь нашей армии и Северному флоту в деле освобождения Кольского полуострова и Северной Норвегии от фашистов.
* * *
Норвегию
фашисты оккупировали в апреле 1940 года. Впервые в истории этой страны в День Конституции Норвегии (17 мая) ни одно красное полотнище с синим крестом не трепетало над домами норвежцев. Немцы захватили Осло. Отряды норвежской армии отступали на север. Известный поэт Норвегии Нурдаль Григ, которому правительство поручило вывезти золотой запас страны, находясь в этот день в Тромсе, написал стихотворение «17 мая 1940 года», которое стало символом движения сопротивления норвежских граждан.
Соседство России с Норвегией связало наши народы разными историческими событиями. Но во время Второй мировой войны независимость Норвегии была оплачена кровью тысяч солдат Красной Армии, моряков Северного флота, советских и норвежских партизан, простых жителей Норвегии. Многие норвежцы состояли в рабочей партии и молодежных союзах, большинство имели родственников в России.
Фашистские самолеты, разбомбив промышленные предприятия и населенные пункты Сёр-Варангера, лишили людей рабочих мест и жилищ. На севере Норвегии в Вардё и Киркенесе немцы обустроили крупные
военно-морские базы, через которые потоком шли войска и военные грузы. Была необходимость постоянно вести разведку и проводить диверсии в тылу вражеских войск.
Норвежский исследователь Харальд Г. Сюнде в книге «Партизаны на высоте Эретуппен/Bealljecohkka» рассказал историю трех норвежских партизан-разведчиков. Надо сказать, история эта интересна и для нас, и для норвежцев, которые после периода «холодной войны» постепенно открывают для себя новые страницы, связанные с периодом оккупации. Автор подробно рассказывает о том, в каких сложных условиях пришлось выполнять боевое задание молодым людям, ставшими солдатами Советской Армии, их биографии, о том, как сложились их судьбы после войны.
«Сегодня мы считаем нашу свободу в Норвегии само собой разумеющимся, но мы видим вокруг нас в мире, что это совсем неестественно иметь такую свободу. И посещая выставки в Пограничном музее в Киркенесе, Музее партизан в Киберге или съездив в пещеру партизан на Эретуппен, люди могут задуматься и выразить
благодарность партизанам, которые принимали участие в этой борьбе. Нам следует поблагодарить тех, кто пожертвовал личным комфортом и безопасностью и внес свой вклад в борьбу с нацистскими оккупационными силами и в свободу Норвегии. История о деятельности партизан является увлекательной, драматичной и захватывающей, затмевающей все детективы. Но то, кем считали партизан в норвежском обществе после войны, не может быть предметом гордости: слежка, оговоры, обвинения в шпионаже и ограничения в профессии были частью жизни, которой они жили во времена холодной войны на севере страны.
...Партизанские группы главным образом базировались вдоль побережья от о. Арнёй в фюльке Нур-Тромс до Перс-фьорда рядом с г. Варде. В районе Сёр-Варангер база партизан располагалась в Эвре-Пасвик, а также одно время в районе Бюгёй-фьорда работала одна партизанская группа. О том, что существовала партизанская группа, работавшая в прибрежном районе рядом с Киркенесом, являлось большим секретом вплоть до выхода весной 2005 года книги Мортена Йентофа «Люди у границы». До этого история о вкладе трех молодых людей в борьбу с немецкими оккупационными силами была тайной, о которой вряд ли знал кто-либо в Норвегии, кроме самих ее участников...
Партизаны Финнмарка являлись сотрудниками советской разведки и вели наблюдение за передвижением немецких войск и кораблей, за дислокацией военной техники противника и другой деятельностью немцев в Финнмарке. В большинстве случаев партизаны действовали группами по три человека. В основном
партизанами были норвежцы, но в большинстве групп телеграфистом был русский. В состав некоторых групп входили и финские товарищи. С помощью радиопередатчиков группы передавали информацию в разведцентр Советского Союза, расположенный на Кольском полуострове около Мурманска».
Таким образом, с помощью данных, полученных от наших разведгрупп с территории Норвегии, подводники и лётчики Северного флота выслеживали и топили немецкие транспорты, бомбили их гарнизоны. Норвежские граждане неукоснительно соблюдали, ставшую легендарной, «Клятву норвежских партизан»: «Я, добровольно вступая в ряды славных борцов за народное счастье, за окончательное и полное уничтожение коричневой чумы - немецких варваров, клянусь беспощадно, до последнего дыхания бить и уничтожать немецких фашистов -этих насильников, убийц наших отцов, матерей, жён и детей... За горе и страдания, принесенные фашистским зверьём всем свободолюбивым народам, отплатим огнём и железом. Мы будем поднимать весь норвежский народ на борьбу с немецкой ордой. Кровь за кровь! Смерть за смерть!»... В период войны активное участие в борьбе принимали представители норвежского Сопротивления в составе диверсионно-разведывательных групп. По инициативе УФСБ России по Мурманской области в 1995 году глава администрации Мурманской области подписал распоряжение о награждении медалью «За оборону Советского Заполярья» 37 граждан Норвегии.
Многие из норвежских патриотов прошли через немецкие лагеря и тюрьмы. Всего в период войны более 20 представителей норвежского Сопротивления отдали свои жизни в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. В своей книге «Разведка и Кремль» бывший начальник Четвертого разведывательно-диверсионного управления
НКВД СССР генерал-лейтенант в отставке Павел Анатольевич Судоплатов писал: «Не получили свои награды... и погибшие герои норвежского Сопротивления. Но наш святой долг воздать должное всем погибшим разведчикам, партизанам и антифашистам»...
Новости на промышленном портале Мурманской области